воскресенье, 14 июня 2009 г.

АТС. Install

Хотел бы представить на суд хабрасообщества заметку о телефонии. Про что здесь будет? Про то как происходит монтаж обычной аналоговой АТС (хотя и не обязательно только аналоговой).

Для начала хотел бы заметить, что здесь будут рассматриваться не IP-телефония, а обычная аналоговая телефония. Хотя IP-телефония и шагает семимильными шагами и я полностью согласен, что за ней будущее. Но все равно, подавляющее большинство офисных работников (особенно в регионах) сидят на аналоговых телефонах. Тем более в очень многих современных АТС имеются шлюзы на IP-телефонию.

Немного терминологии (Она не совсем такая, как везде (и в стандартах в особенности, но к сожалению меня так в свое время обучили, просьба сильно не бить:))
Точка — конечный аппарат — телефон, факс, модем. В общем розетка куда можно воткнуть что-либо.
Кросс — в одном из справочников по телефонии «Телефонный кросс в общем случае является распределительной коммутационной системой для учрежденческих АТС.». 
Межэтажный кросс — по сути является промежуточным между основным (который непосредственно к АТС подключен) и конечными точками.
Плинт — «служат для беспаечного соединения кроссовых проводов и для выполнения этой цели оборудованы контактами, которые бывают нескольких видов: в первую очередь размыкаемые и неразмыкаемые.» Самые распространенные для небольших и средних офисов это Krone и 110.
ТЗ — техническое задание:)

Некоторый инструмент.
Холодная голова и чистые руки — про чистые руки отнюдь не метафора, особенно при прокладке над фальшь-потолком, колоритные следы рук на потолке не впечатляют заказчика Обжимка — как не странно, но может и не понадобиться Монтажный инструмент для заделки и обрезки проводов — в просторечии называемый забивка, плинтовщик и еще парой названий. Служит для заделки проводов в плинты и розетки. Бывает разных типов, лучше всего взять две, одну под 110/66 другая под Krone.
Стремянка — очень часто пригодится Перфоратор — создавать дырки в стенах, иногда используется для создания дырок в полах (потолках). 
Детектор проводки — к сожалению в России, есть такая специфика, как проводка проложенная абсолютно под не мыслимыми углами, абсолютно в невозможных местах. Так что перед сверлением обязательно надо проверить стену.
Тестер — мы в работе используем тестеры от Fluke
Также нужны отвертки (крестовые, плоские, маленькие и большие), бокорезы, кусачки, пассатижи. Ну и надо запомнить, что лучше взять лишние, чем в нужный момент бегать и искать молоток (к примеру)
Еще очень полезная вещь в таких вещах (да и нетолько) это рация. Мы используем радостанции Icom F-26 в LPD диапозоне. Связь достаточная для наших нужд.

Расходники
Кабель — самый разнообразный (зависит от монтажа). Чаще всего разделяют по количеству пар и уличный/внутренний
Джеки — 6P4C (RJ-11), 8P8C (RJ-45)
Розетки, кейстоуны — разнообразных вариаций. 
Плинты — 110, Krone.
Кабель-каналы, лотки, если используется штрабление, то алебастр или шпаклевка:)
Патч-панели, амфенолы (TELCO)

Написано от лица человека который, по мере сил, пытается руководит небольшой фирмой занимающейся ИТ-аутсортигом, дополнительно занимающиеся прокладкой локальных сетей, телефонии и других подобных вещей, то есть от моего. Конечно не все делаем по стандартам СКС, хотя и стараемя приблизится к идеалу.

Предположим вы занимаетесь установкой АТС (или не занимаетесь, но к вам обратились с просьбой помочь с ней, или просто хотите заняться:), а если не хотите то хотя бы прочитайте). Первое, что нужно узнать у клиента — количество необходимых внутренних телефонов, количество внешних линий. ИМХО — это основные параметры. Затем узнаем какое помещение (или здание, или комплекс зданий). Начинаем расспрашивать клиента о необходимых ему дополнительных функций.

Из личного опыта: Часто люди даже не знают, что им надо или что можно сделать. К примеру не многие знают преимущества (а некоторые и существования) системного телефона, функции DISA (авто секретарь), домофона управляемого с телефона (который на самом деле является телефоном, только немного по другому запрограммированным), конференц и громкой связи и много-много еще. Также я спрашиваю клиента о необходимости IP-телефонии, лучше спросить — «Много ли вы звоните по межгороду?», так ему будет понятней.

После уточнения деталей просим клиента подготовить план помещений (очень желательно строительный), распечатываем его и едим к клиенту. Теперь необходимо пройтись (обязательно должен делать один из тех кто будет делать монтаж) с клиентом по зданию и пометить на карте где будут стоят телефоны. Также узнать где будет установлена АТСка, объяснив что необходимо отдельное помещение или можно совместить с серверной. Обратить внимание на стены, потолок (навесной или нет), плинтусы, В общем то, что понадобиться для монтажа.
Из личного опыта: Точно место для самих телефонов, часто не указывается (просто показывается на стол и говориться надо здесь!), тк можно исходить из здравого смысла — чтобы провод до телефона был меньше заметен и тем более не путался под ногами.

После осмотра и подготовки плана начинает разрабатываться ТЗ. В нем обязательно должны быть список необходимых точек подключения конечных пользователей (с планом их подключения), кабельные трассы, необходимый функционал, сроки выполнения.

В этот же момент составляем смету — кабели, разъемы, панели, плинты, АТС с платами расширения (или без), кроссбоксы и тп. Лично я пользуюсь для работы программой Экспертс СКС (не сочтите за пиар, просто больше не видел подобных программ такого уровня). Причем достаточно часто получается что стоимость одного монтажа может превышать стоимость АТС в 10–15 раз. 
Из личного опыта: средняя стоимость одной точки составляла примерно 30$ (только телефония). Не считая экзотических вариантов, когда все в одной комнате (хотя и тут своих проблем достаточно) или наоборот есть 5 точек, но каждая в разных домах (и такое бывает)

Если клиент подписывает ТЗ. То заключаем договор на поставку и монтаж. Если нет обязательно надо узнать, что не устраивает, если какие-то технические моменты (бывает и такое, когда клиент не спец, но надо же всех построить), то надо попытаться пообщаться аргументировать свое решение. Если не устраивает цена вопроса, опять же можно попытаться объяснить, что есть оптовые цены, вы делаете наценку (я обычно говорю про порядка 10%) и продаете, ну или подобрать что-нибудь в более нижнем ценовом диапазоне (убрать какие-нибудь функции, уменьшить число линий).

Из личного опыта: Один раз попался клиент покупающий АТС на порядка 100 номеров. После составления ТЗ, а затем и сметы он отказался с нами сотрудничать. Формулировка — «Мы покупаем у вас АТС за 50.000 рублей, а вы нам монтаж еще на 200.000 тысяч считаете, должны вы нам вообще бесплатно все кабели прокинуть». К сожалению объяснить клиенту, что он не совсем прав не получилось и мы расстались. До сих пор интересно поставил он себе АТС или нет.

После того как все вопросы утрясли, можно выставлять счет на оплату. Все теперь изменения в ТЗ, будут решаться на уровне директоров. С объяснениями, что составления и ТЗ, и сметной документации тоже денег стоят.

Далее ТЗ отдается начальнику монтажной бригады под роспись. Теперь он будет знать как и что должно делается монтажниками.

После оплаты:

Начинается собственно монтаж. 

Делается примерно в такой последовательности — 

1.Монтажники проходят по всему офису, присматриваясь:)
2.Берется перфоратор и сверлятся дырки во всех надлежащих им местах (хотя бы этот пункт надо делать при меньшем скоплении людей)
3.Затем прокладываются кабель-каналы, лотки и тд (с расчетом, чтобы можно было впихнуть в 2 раза больше кабелей чем должно быть по плану)
4.Устанавливаются основная и этажные кроссовые (иногда этажная кроссовая это просто кросс-бокс)
(деление условное, так как иногда встречается что на 3 этажах 8 человек, и выделять на каждый этаж отдельный кросс, хоть и по стандартам, но иногда делается одна общая на всех. Также бывает, что на каком-то этаже call-центр, и в таком случае может быть несколько кроссовых)
5.Прокладываются магистральные линии. Маркируем каждый кабель, на концах, и на каждом этажном переходе. Магистрали прокладываем обычно с 20% запасом по емкости линий.
6.От этажных кроссовых раскидываем кабели по кабинетам (точкам). Не забываем маркировать.
7.Затем по точкам проходит 1–2 человека и устанавливают розетки. Почему не сразу? А что бы не таскать с собой кучу разного инструмента.
8.После этого идет кроссировка. Записывается все (и чуть ли не на видео).
9.Затем подключается и программируется АТС. Тут уже способы, программы и сложность зависят от ее марки.
10.Дважды пробегаемся по всем точкам, прозваниваем. Проверяем запрограммированные вещи, чтобы все работало как надо. 
11.Следующим пунктом идет подписание «Акта выполненных работ». Обмен документами, печатями и подписями.
12.PROFFIT!!!

В следующей статье расскажу про практическую установку и первоначальное программирование АТС Panasonic TDA-100. Конструктивная критика, ваши пожелания и предложения учитываются:).